Философия

Айкидо не является исключительно боевой системой.
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо, в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит те же убийственные техники бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.
Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.
О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан, создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией. Что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо, во время нападения, использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.

  «Дух Айкидо»
(выдержки из книги Киссёмару Уэсиба Дошу)

СИЛА ЖИЗНИ В СЛИЯНИИ С ПРИРОДОЙ

Радость занятий

С самого начала айкидо предпочитало не ограничивать учеников слишком многочисленными правилами и установками. Представлялось, что в них нет необходимости, поскольку ученики пришли в додзе по собственному желанию и в большинстве стремились достичь какой-то цели в процессе тренировок по айкидо. Можно было ожидать, что они путем наблюдения получат представление о правильном поведении.

В системе посещения соблюдался принцип никогда не отказывать тому, кто хочет заниматься и никогда не пытаться вернуть того, кто ушел. Тот, кто пришел по своему желанию, естественно захочет понаблюдать за этикетом додзе. Те, кто уходят, не нуждаются больше в правилах и установках. Тенденцией было не связывать учеников без необходимости, а давать событиям идти естественным путем.

Одной из причин этого было то, что когда Основатель впервые открыл школу айкидо, первыми учениками стали взрослые и опытные в обычном понимании мужчины, которые были признанными лидерами в своих областях деятельности. Поскольку это были люди с сильно выраженным чувством ответственности и собственного достоинства, не было необходимости принуждать их к выполнению правил поведения в додзе. Основатель не принимал всех подряд. Он беседовал отдельно с каждым человеком и проводил очень строгий отбор. Никакие внешние факторы не должны были действовать на того, кого он брал в ученики, и как только человека принимали в додзе, он включался в систему интенсивных тренировок. При этом, хотя учеников не связывали правилами и установками, их режим становился намного жестче, но воспринималось это естественно за счет понимания значения дисциплины для занятий айкидо.

Затем, когда число учеников очень сильно возросло, появилась потребность в правилах поведения в додзе. Один раз, когда старшие ученики пришли к Основателю с такой просьбой, он улыбнулся и сказал: «Значит, времена изменились!» Затем он быстро написал шесть правил и передал их ученикам. Эти правила стали известны как

Памятка для занимающихся айкидо

  • Айкидо делает выбор между жизнью и смертью от одного удара, поэтому ученики должны внимательно следовать указаниям инструктора и не соревноваться, чтобы выяснить кто сильнее.
  • Айкидо — это путь, который учит одного справляться с несколькими нападающими. Поэтому ученики должны тренироваться так, чтобы быть готовыми к нападению не только спереди, но и со всех сторон, в том числе сзади.
  • Тренировка всегда должна проводиться в приятной и радостной атмосфере.
  • Инструктор учит лишь небольшой части искусства. Различные возможности его применения должны быть открыты каждым учеником в процессе интенсивных занятий и тренировки.
  • На повседневных занятиях начинайте с движений корпуса, а затем переходите к более интенсивным упражнениям. Никогда не используйте силу неестественно или без основания. Если следовать этому правилу, то даже пожилые люди не будут травмироваться и смогут тренироваться в приятной и радостной атмосфере.
  • Цель айкидо в тренировке разума и тела, и в том, чтобы сделать людей искренними и честными. Все элементы техники передаются от человека к человеку, поэтому не раскрывайте их случайным людям, поскольку это может привести к их использованию людьми недостойными.

Поскольку это было написано в 1935 г., часть выражений кажется почти архаичными, но основные положения верны и сегодня. Коротко они выражаются так:

  • Для правильного развития мастерства в айкидо ученик должен строго следовать тому, чему учит инструктор.
  • Айкидо как боевое искусство совершенствуется с развитием способности к защите от нападения с любой стороны, когда нет уязвимых открытых мест (suku).
  • Занятия становятся приятными и начинают приносить радость тогда, когда при достаточном уровне подготовке боль перестает действовать раздражающе.
  • Не следует ограничиваться тем, чему учат в додзе. Человек должен постоянно пробовать, экспериментировать и развивать то, чему его научили.
  • Никто не должен использовать силу на занятиях неестественно или без основания. Нужно тренироваться в соответствии с особенностями тела, физическим состоянием и возрастом.
  • Цель айкидо — развитие истинно человеческой личности. Оно не должно использоваться для выражения эгоистических настроений.

Эти центральные для занятий айкидо положения до сих пор соблюдаются в Hombu Додзе. Многим людям особенно нравится третий пункт: «Занятия всегда должны проводиться в приятной и радостной атмосфере».

Обычный стереотип боевых искусств включает грубый мужественный тип с агрессивным настроением. Однако, демонстрация своей храбрости — показатель игнорирования того, что есть реальное будо — является, фактически, лишь детской попыткой скрыть недостаток уверенности в себе. Те, кто имеет истинное представление о будо, работают расслабленно, их работа даже производит впечатление нежной и мягкой. Те, кто знаком с будо никогда не проявляют злобы и агрессивности, и их настроение всегда веселое и радостное. Внешне они проявляют мягкость; внутри же лежит большая сила. В повседневной жизни это люди скромные и без претензий, и их действия всегда естественны. Они показывают себя такими, какие они есть, и образ их жизни естественный и свободный. Это описание настоящего ученика, занимающего боевым искусством. Когда такие люди собираются для занятий айкидо, атмосфера действительно естественным образом становится приятной и радостной.

В Японском языке для обозначения занятия или тренировки используется слово keiko , что буквально означает «отражать, идти через прошлое». Это слово появляется в Kojiki, и говорят, что источник его происхождения — биография Куан-ина из китайской книги конца эпохи Хан. Исходное слово отражает религиозный аспект тренировки, и означает совершенствование мастерства на основе тщательной отработки и использования всего самого лучшего из старых традиций.

Тот факт, что keiko занимает центральное положение в культурных искусствах Японии, включая чайную церемонию и аранжировку цветов, показывает уважение японцев к лучшему в древних традициях. Тренировки в середине зимы и в середине лета — тоже часть этого великого наследия. На основе рационального подхода мы могли бы найти аргументы против занятий в очень сильную жару и холод, но если мы это сделаем, то ничего не добьемся и можем забыть о keiko .

Если говорить о рациональной жизни, одним из продуктов современной цивилизации является воздушный кондиционер. В Токио в последние годы продажа кондиционеров достигла невиданных в истории масштабов, однако, накопление тепла тысяч и тысяч их моторов, говорят, повысило температуру на несколько градусов, что дало для большинства жителей влажные и душные ночи. К тому же, резкий перепад температуры при входе с жаркой улицы в прохладную комнату с кондиционером у некоторых людей вызывает заболевания. Судьба современного человека такова, что, пытаясь добиться рационального решения проблем, он создает много новых проблем, требующих решения.

Мы все нуждаемся в рациональной жизни, но для человека столь же важна и потребность соединиться с природой, чтобы она очищала и питала тело и разум. Истинное значение тренировок ранним утром и специальных занятий зимой и летом может быть в том, что они дают людям возможность вступить в контакт с природой. Занятия боевым искусством, включающим лучшую часть традиционного будо, может быть единым для всех людей путем возврата к природе и поиска своих корней.

В первую очередь необходимо восстановление наших личностей и наших тел. Мы живем в условиях смены времен года, в жару и в холод, в ясные и дождливые дни. Для истинного соединения с природой важно также быть самим собой, быть способным ощущать радость и злость, счастье и печаль. Когда мы сопротивляемся природе или игнорируем ее, мы оказываемся не в состоянии истинно проявлять весь диапазон человеческих эмоций. Этот компонент обезличивания и обесчеловечивания затрагивает всех нас. Мы должны вернуться к природе, принять ее такой, какая она есть, и восстановить естество наших личностей и тел.

В айкидо наибольшее удовлетворение мне доставляет то, что многие занимающиеся знакомы с этой проблемой и стараются восстановить свое естество и свою человечность в процессе тренировки. Эта цель занятий айкидо была центральной с самого его возникновения.

Абсолютная естественность: взаимосвязь инь и ян

Учитель Уэсиба постоянно давал ученикам, особенно тем, у кого излишняя привязанность к форме ограничивала движения, такие указания:

«В айкидо нет форм и закономерности. Естественные движения — это движения айкидо. Его глубина велика и оно неисчерпаемо»

Значение этой установки, которую Основатель часто произносил в неповторимом своеобразном стиле, может быть не совсем ясен. Для начинающих учеников, изучавших различные формы и виды техники, эта установка противоречит всему, чем их учат. Если в айкидо нет форм или связок, зачем учить разную технику? Что подразумевается под естественными движениями? Могу ли я двигаться любым путем, который придет в голову?

Первым делом нужно заметить, что установка Основателя предназначена не для новичков, а для опытных учеников. Этот совет адресован тем, кто достиг определенного уровня мастерства, но еще настолько привязан к форме, что теряет естественность и текучесть движений, являющихся основным выражением айкидо. В реальном смысле его слова должны способствовать более интенсивной работе опытных учеников на пути к достижению цели айкидо. Классическая японская пословица говорит: «Входи в форму и выходи из формы». И в искусствах культуры и в будо занимающийся должен сначала тренировать форму и овладевать ей, но, овладев ей, он должен от нее освободиться. Не удивительно, что слова Основателя вызывают смущение тех, кому предстоит долгий путь к мастерству владения формой.

Полное понимание этой установки возможно только для тех, кто действительно тренировался и занимался айкидо много лет, кто освоил принципы и движения, и кто серьезно думал о философии будо. Для этого требуются как теоретические, так и практические знания базовых положений айкидо, включая единство Ки Вселенной и индивидуальной Ки, принцип входа и сферического вращения на основе единства Ки, разума и тела, а также воплощение в движениях принципа работы с мечом.

Источникwww.aikido-tatami.ru